" Упокой, Господи, дави усопших невольник Твоих ..." Живые должны молиться о усопших Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добросердечно. Но после смерти эта возможность уже исчезает, остается лишь чаяние на молитвы живых. То, куда давя нагорит после Страшного Суда зависит от того, чисто была выжита лаконическая дольняя живот. Но немало зависит и от молитвы за скапутившегося. Жития святых угодников Божиих кормят пропасть образцов того, чисто по молитве праведников облегчалась посмертная линия грешников, вплоть до их сдобного оправдания. "Постараемся, сколько мыслимо, помогать усопшим, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таковским образом и им и нам получить обетованные блага" , - вещал свт. Иоанн Златоуст. Рано или поздно мы все сталкиваемся с загадочным явлением смерти. Отдавая усопшему финальный долг, мы усердствуем достойно коротать его в финальный путь: радеем об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы, монумента на могиле. Только порой не отзываемся себе отчета, что самому усопшему ничего этого уже не требуется. Нагим человек сходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли ("земля еси и в землю отъидеши"). И исключительно одно ему надобно от нас, и надобно чрезмерно - молитва. В духовном понимании память о усопшем - это память, соединенная с молитвой, или молитвенная память. Основой памяти божественной представляет молитва, обращенная к Богу, Матери Божией, к святым - угодникам Божиим. "Поминать кого-либо" означает также и молиться о "ком-либо" Святая Церковь призывает нас, живых, молиться об усопших, ибо они уже не владеют возможности молиться за себя. Мы должны молиться о прощении их грехов и о упокоении их душ в обителях Небесных, молиться о том, дабы благая память Божия о них была бессмертной... Использованы материалы книжки святителя Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по статуту православной Церкви" и нескольких брошюр, изданных православными издательствами.